Мировому круговороту воды посвящено третье занятие цикла «Семь тайн жизни». Здесь дети познают вторую тайну жизни на Земле, которая связана с водой.
Читаем
- потоки воды пронизывают всё живое и неживое на Земле;
- всем обитателям нашей планеты необходима чистая вода.
Обязательная творческая часть занятия: раскрашивание очередных бусин на эскизе своего ожерелья. После жёлтой раскрашиваем следующую бусину простым карандашом, делая очень бледный оттенок. За ней следует бусина синего цвета, символизирующая воду.
Как стать частью мирового круговорота воды?
Как можно дать детям возможность ощутить и почувствовать величие мирового круговорота воды? Ответ только один – через игру. И такая игра есть, которая позволяет играющим окунуться в круговорот и стать его частью. Описание игры
Если же Ваше занятие находится в очень строгих временных рамках, и у Вас нет помещения, где можно разместить все конверты, возможен упрощенный вариант игры. У каждого участника – свой маршрутный лист, но маршрут у всех один. Дети поочереди вытаскивают карточки из конвертов, зачитывает следующий пункт, и каждый участник отмечает тот пункт на своём листе.
Вода мирового круговорота – в живых существах
После успешного завершения игры и погружения в круговорот воды обязательно обсудите игру. Вопросы для обсуждения приведены в описании. Здесь очень важно проиллюстрировать данными в цифрах количество воды в растениях и животных.
Содержание воды в животных: мезоглея медузы корнерота – 98,25 % , мясо рыб – от 55 до 83 % (чем жирнее рыба, тем меньше в ней воды, например, в треске – 80%, а в угре – 55 % воды). Количество воды в организме человека меняется с возрастом: у новорождённого младенца – 86 % , а у пожилого человека – 50 % воды.
Вы можете показать детям
Вода мирового круговорота – среда жизни
Эту часть занятия проведите на экспозициях музея, где есть экспонаты водных обитателей. Я проводила в океанариуме. Обращаем внимание на приспособления, которые есть у разных животных для жизни в воде:
- орган дыхания – жабры (у рыб, моллюсков и ракообразных);
- те, кто дышит лёгкими, способен задерживать дыхание на долгое время (черепаха трионикс -10-15 часов, кашалот – около 2 часов, кожистая черепаха – больше 1 часа, синий кит – до 40 минут, пингвин – до 18 минут);
- способ передвижения в воде – плавание (наличие у животных плавников и перепонок на лапах);
- защита от переохлаждения (слой жира под кожей у моржей, пингвинов, китов, дельфинов).
Разделите детей на малые группы и дайте каждой группе задание: найти на экспозициях музея экспонаты с одним из вышеперечисленных приспособлений. После выполнения задания обсудите результаты поиска и предложите детям зарисовать одного обладателя любого приспособления.
Итак, сегодня ваша педагогическая копилка пополнилась ещё одним полезным занятием. Четвёртое занятие цикла