СЕМЬ ТАЙН ЖИЗНИ

По мотивам сказаний индейцев Северной Америки

1 занятие

Вот рассказ о племени, которое называло себя Дети Солнца. Племя жило на своих землях много-много лет назад — так много, как песчинок в горсти песка. Оно владело бескрайними лесами, полями и лугами, и долгое время трудолюбивые люди жили привольно и спокойно. Но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, реки, застыли мутные воды, там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь, а там, где когда-то царила красота природы, стало голо и уныло. Тогда Старейший из Старейших созвал племя. «Беда пришла оттого, — сказал он, — что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные юноши и девушки, которые найдут разгадки тайн жизни и помогут нам выжить». И вышли вперед юноши и девушки (Было их столько, сколько вас, и были они того же возраста, что и вы.). Старейший из Старейших отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода еще была чистой, а птицы еще радовали слух своим пением. Там, в укрытой ветвями пещере, он показал им волшебную лодку. «Вы отправитесь в этой лодке вниз по реке, — сказал Старейший юношам и девушкам, — и по пути познаете семь тайн жизни и то, как эти тайны связаны между собой шестью основами жизни. Это знание должно помочь вам вернуть красоту и гармонию природы. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро, то в будущее, то в прошлое в поисках истины».

Каждому из отправляющихся в путь дал Старейший из Старейших по кожаному мешочку. В каждом мешочке было по шесть разноцветных бусинок, по семь белых бусинок и по кожаному шнуру. «На вашем пути, — сказал Старейший, — вы семь раз подвергнетесь испытаниям и семь раз познаете озарение. Семь раз — по числу белых бусинок. Внимательно следите за тем, что случится с вами, потому что эти испытания помогут вам понять, каким образом шесть основ жизни — свет и воздух, вода и земля, растения и животные — связаны воедино и составляют одно целое. Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну жизни, наденьте на кожаный шнур белую бусинку, и тайна раскроется вам. Нанизывайте цветные бусинки между белыми. Белые бусинки соединят между собой цветные, как семь тайн связывают воедино всю жизнь».

Молодые путешественники оттолкнули лодку от берега и стали грести, направляясь вниз по реке.

 2 занятие

 Вскоре они решили, что готовы к своему первому уроку и нанизали первую белую бусинку. Река сделала неожиданный поворот, и путешественников ослепил яркий свет, сиявший повсюду. Все живое, что окружало их, светилось изнутри. Казалось, внутри каждого существа сияло свое маленькое Солнце. И это Солнце было источником их жизни. Плывущие в лодке видели кролика, жующего траву. Солнце травы соединялось с Солнцем кролика, и сияние становилось сильнее. Неожиданно на кролика стремительно, как камень с небес, упал орел. И когда орел терзал кролика, путешественники заметили, как Солнце кролика соединялось с Солнцем орла, и сияние становилось сильнее. Плывущие в лодке познали первое озарение, первую тайну жизни.

 Может ли кто сказать, что это была за тайна? Тепло и энергия Солнца есть в каждом живом существе, эта энергия пронизывает все живое на Земле. Путешественники поняли, что энергия Солнца передается от растений к мелким животным, а от мелких животных — к крупным. И нанизали путешественники желтую бусинку — символ Солнца, детьми которого они были.

 3 занятие

 Вскоре пришло время второй белой бусинки. Как только она была нанизана на кожаный шнур, все животные и растения стали прозрачными. И плывущие в лодке смогли увидеть, что все они пронизаны потоками воды. Капли воды неслись в круговороте с неба в реки, в океаны, а потом назад, в небо, становясь облаками. Непрерывное движение воды соединяло небо и землю, живое и неживое и поддерживало жизнь. Путешественники поняли значение увиденного.

 Какова же была вторая тайна? Чистая вода необходима всем живущим. Непрерывному движению воды обязаны мы своим существованием. И плывущие в лодке нанизали синюю бусинку — символ животворящих вод.

 4 занятие

Путешественники продолжали плыть вниз по реке, и, когда они добавили третью белую бусинку к предыдущим, все окружающее их стало меняться очень быстро. Стремительно проносились мимо берега, жара сменяла холод, влажные болота – сухие пустыни, цветущие луга – голые скалы, одни виды животных — другие. Путешественники познали третий секрет жизни.

 Что же это за секрет? Разнообразие условий жизни поддерживает чудесное разнообразие растений и животных. Путешественники нанизали коричневую бусинку, символизирующую Землю-Мать, дающую жизнь бесчисленным своим детям.

 5 занятие

 Как только плывущие в лодке нанизали четвертую белую бусинку, они увидели на берегу женщину, сидящую у небольшого дерева. Путешественники поздоровались и спросили, что она делает. Женщина ответила, что ждет, когда дерево вырастет. Они стали наблюдать за происходящим. Время летело так быстро, что дерево выросло и состарилось на глазах, умерло, распалось и слилось с землей. А затем на том месте появилась свежая ниточка новой жизни. И вот уже на месте прежнего дерева высилось новое, цветущее и могучее. Благодаря женщине и дереву путешественники познали четвертую тайну жизни.

 Какова же она? Смерть старого дает жизнь новому. Жизнь и смерть связаны в единый круговорот. Плывущие в лодке нанизали зеленую бусинку, символ растений и вечной смены жизни на Земле.

 6 занятие

 После пятой белой бусинки река превратилась в огромное озеро. На каждом из многочисленных островов было только по одному растению и животному, да и те были такими больными, что, казалось, вот-вот погибнут. В центре же озера был остров со множеством растений и животных. Им не было тесно, они прекрасно уживались друг с другом, и повсюду бурлила жизнь.

 Что же это за пятая тайна? Все в жизни взаимозависимо. И плывущие в лодке нанизали голубую бусинку — символ воздуха, чтобы лучше запомнить, что все связано со всем.

 7 занятие

 Не найдя другого выхода из озера, кроме реки, по которой они приплыли, путешественники повернули назад и стали грести против течения. Они нанизали шестую белую бусинку и заметили, что, хотя и плывут мимо тех же берегов, все изменилось. Там, где громоздились огромные валуны, возникла отмель. Луг, на котором недавно орел терзал кролика, превратился в непроходимый лес. И вскоре им открылась шестая тайна жизни.

 Кто-нибудь может сказать, какая это тайна? Все в природе меняется, ничто не остается неизменным. Последняя цветная бусинка была красной — символ быстро меняющегося мира и обитателей Земли.

 1 занятие + 7 занятие.

Плывущие в лодке продолжали грести вверх по реке и наконец увидели ожидавшего их Старейшего из Старейших. Он стоял в окружении зверей, живущих в лесах, в реках, на лугах и в горах. Путешественники вышли на берег и поведали о своих приключениях. Потом они спросили: «Как же быть с седьмой белой бусинкой? Есть ли еще тайна, неизвестная нам?» «Да, нанизывайте седьмую бусинку и начинайте последний урок», — ответил Старейший из Старейших. И он объявил состязания между путешественниками и животными, окружавшими его. Самые быстрые юноши и девушки пытались перегнать оленя; самые сильные — побороть медведя; самые лучшие пловцы состязались с выдрой; самые ловкие пытались поймать белку, бегущую по деревьям. И во всех без исключения случаях люди проигрывали. «Это состязание несправедливо, — сказали они Старейшему из Старейших, — каждое из животных обладает даром, дающим ему преимущество перед человеком».

 Старейший из Старейших ответил так: «Вы правы. Но у вас есть свой дар. У вас есть способность осознать тайны жизни и обратить свои знания на пользу людям. Человек отличается от животных способностью изменять природную среду. От него зависит, как изменится окружающая среда: к лучшему или к худшему. Поэтому человек в ответе за все живое на Земле. Наденьте и носите ожерелье как напоминание о семи испытаниях и семи тайнах жизни. Но главное испытание еще впереди: настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ними восстановить плодородие земли, чистоту воздуха и вод, разнообразие растений и животных. Племя должно понять, что либо оно будет жить в мире и гармонии с Землей, либо ему не жить вообще».

 Рефлексия по циклу занятий «Семь тайн жизни».

1 вариант После завершения последнего занятия  и создания своего ожерелья можно предложить  учащимся закончить предложения:

  • Если бы я писал рассказ (эссе, заметку, сочинение, изложение и т. д.) на тему «Семь тайн жизни», я бы отметил следующее: …
  • Из этой легенды я узнал о том, что…
  • Эта легенда помогла мне понять…
  • Каждый человек должен помнить о том, что…

2 вариант

  • Предложите детям перебрать бусинки на своих ожерельях.
  • Попросите детей вспомнить семь тайн жизни и шесть её основ.
  • Побудите детей осознать важность дара человека — способность принимать решения.
  • Посоветуйте детям всегда помнить о том, что человек несёт ответственность за жизнь на Земле.
Эта запись опубликована в рубриках: Педагогическая копилка. Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>