
микроводоросли
Пищевая цепочка – это одно из понятий, которое мы изучали на втором занятии цикла «Семь тайн жизни».
Сначала я прочитала ребятам второй отрывок из индейской легенды, в котором говорится о том, как юным путешественникам открылась первая тайна жизни.
Эта тайна заключается в том, что энергия Солнца пронизывает каждое живое существо на Земле. Путешественники увидели и поняли, что солнечная энергия по цепочке передаётся от растений к травоядным животным, и далее к хищным.
Второй отрывок легенды
После обсуждения этой части легенды, ребята раскрасили бледным оттенком простого карандаша первую бусину (по легенде она белого цвета) на эскизе своего ожерелья, а вторую бусину (символизирующую энергию солнца) — жёлтым цветом.
Игра пищевая цепочка
Игра пищевая цепочка очень хорошо дополняет легенду, поясняет и даёт почувствовать, как именно происходит передача энергии по пищевой цепочке.
Описание игры: «Пищевая цепочка на лугу».
Подготовка к игре: карточки с надписями «трава»(8 карточек), «мышка»(4 карточкик), «лиса»(2 карточки), «солнце»; (1 карточка), 14 конфет в обёртке.
Описание игры: раздать детям роли «травы», «мышек» , «лис» и » солнца» являющихся звеньями одной пищевой цепи. Солнце раздаёт каждой траве по 2 конфеты — энергию. Ребёнок-трава одну конфету съедает – тратит энергию на свою жизнедеятельность, а вторую зажимает в кулак – это символизирует процесс роста травы – увеличение высоты травы, появление созревание семян (накопление энергии в семенах травы)
На лугу появляются мышки. Каждой мышке для удовлетворения своей потребности в энергии необходимо съесть семена с двух травинок (дети—травинки отдают мышкам свои конфеты — запасённую в семенах энергию). В организме мышки происходит тот же процесс, что и в траве. Одну конфету мышка съедает – это траты энергии в процессе движения, дыхания и других процессов жизнедеятельности мышки. Вторую конфету ребёнок-мышка зажимает в кулак – накопление энергии в организме мышки в виде жировых отложений и увеличение размера мышки.
Появляются лисы. Каждая лиса съедает две мышки — забирает у детей мышек по одной конфете. В организме лисы происходят те же процессы, что и в организме мышек.
Обсуждение игры.
- Обсудите с детьми, что получила трава от солнышка. Как передавалась энергия по цепочке – солнце-трава-мышки-лисы.
- Задайте детям вопрос: «Что будет, если на лугу трава не вырастет? Будет ли еда мышкам? А лисам?
- Сделайте вывод: что все обитатели луга связаны между собой пищевой цепочкой.
- Вместе с детьми проанализировать игру и дать ответ на вопрос: «Сколько должно быть травы, мышек и лисиц, чтобы никто не умер с голоду?»
(Источник: Шпотова Т.В. Методические рекомендации к программе «Игровая экология», часть III (для работы с детьми младшего школьного возраста). М.: ИСАР, 1999. С.27-28)
Самая простая пищевая цепочка в природе — в морском аквариуме

двустворчатый моллюск — приморский гребешок
Самая простая пищевая цепочка в природе на примере морских обитателей может быть найдена в аквариуме, где сидят морские гребешки и морские звёзды. Поэтому, поиграв в пищевую цепочку на лугу и обсудив важность каждого звена этой цепочки, мы отправились на живую экспозицию океанариума на поиски «водной» пищевой цепочки.
Двустворчатый моллюск приморский гребешок и амурская морская звезда были найдены быстро.
Затем мы приступили к построению схемы пищевой цепочки в альбомах:
- В начале пищевой цепочки всегда находятся растения. Ребята знают, что в морской воде присутствуют одноклеточные растения – микроводоросли (это первое звено цепочки).
- Приморский гребешок постоянно фильтрует воду, отцеживая их неё одноклеточные водоросли (это второе звено пищевой цепочки)
- А амурская морская звезда очень часто нападает на морских гребешков (или других двустворчатых моллюсков) и поедает их (третье звено цепочки).
Пищевая цепочка (амурская звезда – третье звено), видео :
В этом видео Вы видели, как амурская звезда торопится, чтобы пищевая цепочка с её участием могла состояться — возможно рядом был кто-то из двустворчатых моллюсков.
Обнаружив зазевавшегося двустворчатого моллюска, морская звезда присасывается к его раковине амбулакральными ножками своих лучей (рук). Затем за счёт силы мышечного напряжения лучей она медленно раздвигает створки своей жертвы. Мускул – замыкатель моллюска не выдерживает такого длительного напряжения и расслабляется, оставляя створки раскрытыми. . Желудок морской звезды выворачивается наружу, проникает в раковину моллюска и обволакивает внутренности моллюска. Таким образом, мясо моллюска переваривается вне тела звезды, после чего разжиженная пища вместе с желудком втягивается внутрь тела.
Пищевая цепочка с участием осьминога
Это была первая пищевая цепочка, примеры других мы нашли в соседних аквариумах. Самая длинная цепочка оказалась в аквариуме, где сидит
- Морские ежи соскабливают с поверхности камней водоросли.
- Ежа после его гибели может съесть прибрежный краб (мы видели однажды, как краб ковырялся внутри панциря погибшего ежа и доставал оттуда кусочки мяса).
- Краба может съесть осьминог.
В аквариуме соседями осьминога являются двустворчатые моллюски мидии и модиолюсы, которых тоже может раскрыть и съесть осьминог.
Если в вашем городе нет океанариума, Вы можете свою экскурсию по этой схеме провести на базе любого музея, имеющего экспозиции с представителями растений и животных.
Первое занятие цикла «Семь тайн жизни»