Строение дерева — экологическая игра Построим дерево

Строение дереваИгра для детей с  пяти лет!

Строение дерева можно изучать,  просто  играя с детьми. И даже на уроке! Никаких  материалов для игры не требуется. Игру  можно проводить где угодно – в  классе и на природе.

Итак, дорогие гости экологического клуба «Ручеек», предлагаю вам познакомиться с замечательной игрой «Построим дерево». Автор игры - Дж.Корнелл, разработчик принципа «Потока познания» для  экскурсий в природу. О принципе  »потока познания» читайте здесь.

Внимательно прочитайте  описание игры. Никаких  материалов для игры не требуется. Игру  можно проводить где угодно – в  классе и на природе.

Участники изображают различные части дерева: стержневой корень, придаточные корни, сердцевину, древесину, луб, камбий и кору. Таким образом вы наглядно дадите  своим ученикам понимание  строения  дерева. Игру можно проводить с детьми, начиная с  пяти лет.

Игроки, изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность ство­ла и позволяют ему находиться в вертикальном положении. Корни (стержневой и придаточные) держат дерево, словно якоря и проводят вверх воду и минеральные вещества. Слой древесины транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий — растущая часть ствола. По лубу пища поступа­ет от листьев к другим частям дерева, а кора защищает все дерево.

Сердцевина

Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и попросите их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите остальным участни­кам игры: «Это сердцевина — внутренний стержень дерева, его сила. Задача сердцевины — дер­жать ствол и ветви вертикально, так, чтобы листья получили свою долю солнечной энергии. Серд­цевина существует давно, она мертва- но прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была жи­вой, но теперь тысячи ее крошечных трубок, по которым раньше поднималась вверх вода и опус­калась вниз пища, заполнена дегтем и смолой. Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача — стоять прямо и не гнуться.

Стержневой корень

Попросите нескольких человек изобразить стержневой корень. Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные стороны. Скажи­те им: «Вы — очень длинный корень, называемый стержневым. Вы уходите глубоко в землю — до 9 метров. Стержневой корень сосет воду из самых глубин земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву упасть под напором ураганных ветров. Отметьте; что не все деревья имеют стержневые корни (например, красное дерево не имеет стержневого корня). Но то дерево, которое вы сей­час изображаете, имеет такой корень.

Придаточные корни

Выберите ребят с длинными волосами, которые не будут возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите «придаточные корни» лечь на спину так, чтобы их ноги смотрели на «ствол», а головы — наружу. Скажите им: «Вы — придаточные корни. Их у одного дерева — сотни тысяч. Вы растете во все стороны от дерева, подобно веткам, но только под землей. Вы тоже помогаете дереву стоять вертикально. У вас на концах множество крошечных корне­вых волосков».

В этом месте наклонитесь над одним из «придаточных корней» и распушите ему волосы вокруг головы. Продолжайте рассказ: «Если сложить все ; корневые волоски одного дерева, то они вытя­нутся в линию длиною в несколько километров. Эти волоски пронизывают каждый квадратный сантиметр почвы, в которой они растут. Когда они чувствуют, что где-то поблизости находится во­да, они начинают расти в этом направлении и высасывают ее. Концы корневых волосков имеют такие твердые клетки, которые похожи на хоккейные шлемы. Я хочу, чтобы придаточные корни и стержневой корень попрактиковались во всасывании воды. Когда я скажу: «Начали!», вы сделаете так: (издайте громкий сосущий звук). Итак, начали!»

 Древесина

Теперь попросите небольшую группу детей изобразить древесину. Выберите сто­лько людей, чтобы они образовали круг вокруг сердцевины. Пусть они встанут вокруг нее, глядя, внутрь и взявшись за руки. Следите, чтобы никто не наступил на какой-нибудь «корень». Скажите им:

  • «Вы — часть дерева, которую называют древесиной, или ксилемой.
  • Вы тянете воду из корней и передаете ее самым высоким ветвям.
  • Вы — самый эффективный насос в мире и при этом не имее­те ни единой движущейся детали.
  • Вы способны перекачивать сотни литров воды в день и делаете это со скоростью, превышающей 180 км/час!»

После того, как корни высосут влагу из земли, ваша задача — поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу: «Поднимаем воду вверх», вы произнесете: «Ви- и-н-и» (при этом поднимайте руки вверх). Давайте потренируемся. Сначала попросим корни вы­сосать воду. Начали! Вслед за этим сразу же: «Поднимем воду вверх! Ви-и-и-и!»

Камбий и луб

Выберите группу, которая будет изображать камбий/луб. Пусть эти дети тоже встанут вокруг древесины, глядя внутрь и взявшись за руки. Скажите им: «Следующим за древе­синой идет слой камбия — растущая часть дерева. Каждый год он добавляет новый слой древеси­ны и луба. Дерево растет за счет утолщения ствола от центра наружу, а также за счет удлинения концов корней и веток.»

За камбием, ближе к коре, располагается слой луба. Это часть дерева, по которой движется пища, произведенная листьями, и которая распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте пре­вратим наши руки в листья».

Пусть все вытянут руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей скрещивались в области запястий и предплечий, а кисти трепыхались, как листья. Когда я скажу: «Сделаем пищу!», поднимите руки и потрясите «листочками», как будто вы поглощаете солнечную энергию и производите питательные вещества. А когда я скажу: «Спустим пищу вниз!», вы произ­несите: «Ву-у-у» (долгий утихающий звук); при этом согните ног в коленях и опустите тело и руки к земле. Давайте потренируемся!

Кора дерева

Попросите оставшихся участников изобразить кору дерева. Пусть они встанут в кружок вокруг дерева, глядя наружу. Скажите им: «Вы — кора дерева. От каких опасностей вы защищаете дере­во?» Объясните, что кора защищает дерево от огня, насекомых, резких перепадов температуры и от девочек и мальчиков с перочинными ножиками в руках. Скажите «коре», как надо защищать дерево: «Поднимите руки как футбольный вратарь — оба локтя наружу, кулаки — на уровне груди (пауза). Вы слышите этот высокий звук? Это очень злой и очень голодный длинноносый сосновый точильщик. Пойду и посмотрю, смогу ли я остановить его? Если я не вернусь, вам придется бо­роться с ним самим».

Сосновый точильщик

Зайдите за дерево и выйдите из-за него в образе жука соснового точильщика. При этом надо хму­риться и вертеть головой туда-сюда. Возьмите ветку — это будут усики жука. Когда ветка уткнется в дерево, направьте свой длинный нос на него. Теперь быстро обогните дерево, как будто вы ищите место, где можно проникнуты внутрь него сквозь кору. Дети, изображающие кору, должны попы­таться отогнать вас.

Пока вы ходите вокруг дерева, напоминайте другим его частям, чтобы они выполняли каждый свою задачу. Напоминайте им, выкрикивая команду. Все части дерева выполняют каждая свою задачу одновременно.

Когда вы закончите, пусть все участники пожмут друг другу руки за то, что они были все вместе таким замечательным деревом. И помогите «корням» подняться с земли!

Обсуждение игры

Показав детям строение дерева в игре, попросите их ответить на несколько  вопросов:

  • Кем я был в игре и что я чувствовал?
  • Кто главный в игре?
  • Подведите учащихся к выводу, что все части дерева являются частями единого живого орга­низма, каждая из которых выполняет важную для дерева  функцию.

 

Эта запись опубликована в рубриках: ПРО РАСТЕНИЯ. Метки записи: обучающая игра, строение дерева, экологическая игра. Постоянная ссылка.

1 комментарий Строение дерева — экологическая игра Построим дерево

  1. Уведомление: Сценарий экологической игры – как построить модель дерева – об этом сценарий экологической игры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>