Пищевая цепочка раскрывает первую тайну жизни

пищевая цепочка

микроводоросли

Пищевая цепочка – это одно из понятий, которое мы изучали на  втором занятии цикла «Семь тайн жизни».

Сначала я прочитала ребятам  второй отрывок из индейской легенды, в котором говорится о том, как юным  путешественникам открылась  первая тайна жизни.

Эта тайна заключается в том, что  энергия Солнца пронизывает  каждое живое существо на Земле. Путешественники  увидели и поняли, что солнечная энергия по цепочке передаётся от растений к травоядным животным, и далее к хищным.

Второй отрывок легенды читайте здесь.

После обсуждения этой части легенды, ребята  раскрасили бледным оттенком простого карандаша первую бусину (по легенде она белого цвета)  на эскизе своего ожерелья, а вторую бусину (символизирующую энергию солнца) — жёлтым цветом.

 Игра пищевая цепочка

Игра пищевая цепочка очень хорошо дополняет легенду, поясняет  и даёт почувствовать, как именно происходит  передача энергии по пищевой цепочке.

Описание игры: «Пищевая цепочка на лугу».

Количество участников — 15.

Подготовка к игре: карточки с надписями «трава»(8 карточек), «мышка»(4 карточкик), «лиса»(2 карточки), «солнце»; (1 карточка), 14 конфет в обёртке.

Описание игры: раздать детям роли «травы», «мышек» , «лис» и » солнца»  являющихся звеньями одной пищевой цепи. Солнце раздаёт каждой траве по 2 конфеты — энергию. Ребёнок-трава одну конфету съедает – тратит энергию на свою жизнедеятельность, а вторую зажимает в кулак – это символизирует процесс роста  травы – увеличение высоты травы, появление созревание семян (накопление энергии в семенах травы)

На лугу появляются мышки. Каждой мышке для удовлетворения своей потребности в энергии необходимо съесть семена с двух травинок (дети—травинки отдают  мышкам свои конфеты — запасённую в семенах энергию). В организме мышки происходит тот же процесс, что и в траве. Одну конфету мышка съедает – это траты энергии в процессе движения, дыхания и других процессов жизнедеятельности мышки. Вторую конфету ребёнок-мышка зажимает в кулак – накопление  энергии в организме мышки в виде жировых отложений и увеличение размера мышки.

Появляются лисы. Каждая лиса съедает две мышки — забирает у детей мышек по одной конфете. В организме лисы происходят те же процессы, что и в организме мышек.

Обсуждение игры.

  • Обсудите с  детьми, что получила трава от солнышка. Как  передавалась энергия по цепочке – солнце-трава-мышки-лисы.
  • Задайте детям вопрос: «Что будет, если на лугу трава не вырастет? Будет ли еда  мышкам? А лисам?
  • Сделайте вывод: что  все обитатели луга связаны между собой пищевой цепочкой.
  • Вместе с детьми проанализировать игру и дать ответ на вопрос: «Сколько должно быть травы, мышек и лисиц, чтобы ни­кто не умер с голоду?»

(Источник: Шпотова Т.В. Методические рекомендации к программе «Игровая экология», часть III (для работы с детьми младшего школьного возраста).  М.: ИСАР, 1999. С.27-28)

Самая простая пищевая цепочка в природе —  в морском аквариуме

пищевая цепочка

двустворчатый моллюск — приморский гребешок

Самая простая пищевая цепочка в природе на примере морских обитателей может быть найдена в аквариуме, где сидят морские  гребешки и морские звёзды. Поэтому, поиграв в пищевую цепочку на лугу и обсудив важность каждого звена этой цепочки, мы отправились на живую экспозицию океанариума на поиски «водной» пищевой цепочки.

Двустворчатый моллюск приморский гребешок  и амурская  морская звезда были  найдены быстро.

Затем  мы приступили к построению схемы пищевой цепочки в альбомах:

  • В начале пищевой цепочки всегда находятся растения. Ребята  знают, что в морской воде  присутствуют одноклеточные растения – микроводоросли (это первое звено цепочки).
  • Приморский гребешок постоянно фильтрует воду, отцеживая их неё одноклеточные водоросли (это второе звено пищевой цепочки)
  • А амурская морская звезда очень часто нападает на морских гребешков (или других двустворчатых моллюсков) и поедает их (третье звено цепочки).

Пищевая цепочка (амурская звезда – третье звено), видео :

В этом видео Вы видели, как  амурская звезда торопится, чтобы пищевая цепочка с её участием могла состояться — возможно рядом был кто-то из двустворчатых моллюсков.

Как морская звезда ест двустворчатых моллюсков?

Обнаружив зазевавшегося двустворчатого моллюска, морская звезда присасывается к его раковине амбулакральными ножками  своих лучей (рук). Затем за счёт силы мышечного напряжения лучей она  медленно раздвигает створки своей жертвы. Мускул – замыкатель моллюска не выдерживает  такого длительного напряжения и расслабляется, оставляя створки  раскрытыми. . Желудок морской звезды выворачивается наружу, проникает в раковину моллюска и обволакивает внутренности моллюска. Таким образом, мясо моллюска переваривается вне тела звезды, после чего разжиженная пища вместе с желудком втягивается внутрь тела.

Пищевая цепочка с участием осьминога

Это была первая пищевая цепочка, примеры других мы нашли в соседних аквариумах. Самая длинная цепочка оказалась в аквариуме, где сидит осьминог.

  • Морские ежи соскабливают с поверхности камней водоросли.
  •  Ежа после его гибели может съесть  прибрежный краб (мы видели однажды, как краб ковырялся  внутри панциря погибшего ежа и  доставал оттуда кусочки мяса).
  • Краба может съесть осьминог.

В аквариуме соседями осьминога являются двустворчатые моллюски мидии и модиолюсы, которых тоже может  раскрыть и съесть осьминог.

 Очень важно! Когда ребята  зарисовали все схемы пищевых цепочек, обязательно попросите их изобразить источник энергии, которую усваивают водоросли в море. Это –солнце.

Если в вашем городе нет  океанариума, Вы можете свою экскурсию по этой схеме провести на базе любого музея, имеющего экспозиции с представителями растений и животных.

Первое занятие цикла «Семь тайн жизни»  смотрите здесь.

Эта запись опубликована в рубриках: Педагогическая копилка. Метки записи: Игра пищевая цепочка, Пищевая цепочка. Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>