Детям показать круговорот воды в природе можно в форме игры. На земном шаре вода непрерывно и постоянно циркулирует, и её общее количество не меняется. Дети знают об испарении воды, её конденсации в облаках и выпадении на землю в виде осадков. Но есть ещё более тонкие особенности перемещения воды в этом круге. Игра показывает детям круговорот воды в природе с учётом всех ньюансов вечного движения воды и даёт им возможность стать участниками этого движения.
Для игры необходимо приготовить материалы:
- для каждого участника – индивидуальную схему круговорота и карандаш;
- для всех – 10 конвертов с указанием пунктов путешествия капельки воды и вложенными внутри путевыми записками.
Как дети изучают круговорот воды в природе в процессе игры?
Детям круговорот воды в природе
В начале игры детям предлагается почувствовать себя капелькой воды. В процессе проведения игры дети ощущают и понимают непрерывность движения воды по нашей планете. У них формируется представление о том, что все живое на Земле и неживое пронизано водными потоками воды и словно водными нитями связано друг с другом. В ходе игры дети ощущают вечное движение и участвуют в нём.
Эта игра превращает изучение детьми круговорота воды в увлекательное и очень эмоциональное путешествие.
Подготовка к игре для изучения детьми круговорота воды
Прежде чем начать игру необходимо в игровом помещении разместить конверты, на которых написаны пункты путешествия, в каждый из которых вложено несколько путевых записок. Тексты путевых записок и индивидуальная схема круговорота находятся
Несколько советов по оформлению конвертов и мотивации детей:
- каждый конверт и помещённые в нём записки в нем сделайте разного цвета;
- каждому игроку выдайте вырезанную из бумаги форму капли, на которой написан начальный пункт путешествия;
Описание игры для детей про круговорот воды в природе
Участники игры получают задание – отправиться в путешествие и совершить круговорот: начав путешествие в определённом пункте вернуться в него:
- на индивидуальной схеме игрок находит пункт, название которого написано на капельке, которую он получил, например болото, и отмечает его каким-то значком;
- в помещении игрок ищет конверт с такой же надписью – «болото» и достаёт из него одну записку. Например: «Вы испарились с поверхности болота и попали в облака — идите к облакам».
- После прочтения записки, участник возвращает ее в конверт обратно и идёт к конверту, указанному в записке (в данном случае это облака).
- На своей индивидуальной схеме он рисует стрелочку от болота (или другого пункта) к облакам (или любому следующему).
Таким же способом находится второй конверт и все последующие. Выигрывает тот участник, кто первым вернется в пункт, из которого началось его путешествие, т.е совершит круговорот.
Подробно о необходимых материалах к игре (тексты для карточек и схема для игры)
Объясните детям – не ставится задача побывать во всех пунктах указанных на схеме, а только в тех, в которые участники будут направляться записками.
Тот, кто закончил игру раньше других и начинает скучать, может совершить второе путешествие. Он самостоятельно выбирает для себя начальный пункт и карандашом другого цвета отмечает свой путь.
Игра разработана в Центре экологического лидерства (США), руководитель Дж. ХЬЮИ. Адаптация и перевод выполнили сотрудники РИЦЭО г. Владивостока.
Посмотрите перекладной мультфильм о круговороте воды: