Конспект занятия про животных – практическое исследование чешуи рыб

Конспект занятия про животныхИзучать чешую рыб будем интересно!

Конспект занятия  про животных – практикум для детей 6-10 лет продолжительностью 45-60 минут. Объектом исследования является чешуя рыб. Список материалов, необходимых для занятия, вы найдете  в завершающей части конспекта.

Я  приветствую всех посетителей моего блога, посвященного экологическому образованию и воспитанию.

Конспект занятия про животных показывает,  как можно  интересно изучать чешую  рыб. Местом   проведения предлагаемого занятия может быть  учебный класс  или  музейная экспозиция  о рыбах.

Занятие начинается с простой   дидактической  игры.

Игра «Что делает рыбу рыбой?»

Раздайте  детям карточки с изображением различных животных: птиц, рыб, млекопитающих,  пресмыкающихся, амфибий. (Половина всех карточек должна быть с изображением рыб). Если у вас нет возможности приготовить карточки с картинками, вы можете на  карточках написать названия животных, которых дети знают.

Дайте детям время познакомиться со своим животным. Если кто-то не знает, что за животное ему досталось, попросите  кого-то из  детей помочь.

  1. Разделите доску  вертикальной  линией на  две части. На одной напишите слово «рыбы», на другой ничего писать не надо.
  2. Затем   предложите  детям при помощи магнитов прикрепить  свои  карточки на соответствующую сторону доски. Карточки с изображением (или названием)  рыб надо поместить  под словом «рыбы». Остальные животные размещаются на вторую часть доски.
  3. Обсудите с  детьми,  по каким признакам они определяли рыб и  помещали их под словом «Рыбы».

Обобщите и сделайте вывод  о том, какие признаки делают рыбу рыбой. Запишите на доске главные признаки рыб, которые их отличают от других  животных.

  • У большинства рыб тело покрыто чешуей  (исключение — сом, линь, вьюн не имеют чешуи, их тело покрыто большим количеством слизи).
  • Все рыбы дышат жабрами.

Обратите внимание детей, что наличие чешуи – это важный признак  рыб. Но есть и такие  рыбы (сомы и скаты), которые чешую утратили в ходе  эволюции, но у их далеких предков чешуя была.

Практическая работа – исследование чешуи сазана

Предложите детям  провести самостоятельное исследование чешуи сазана. Каждому ребенку для этой работы  раздайте по 2-3 образца чешуи и лупу.

Попросите детей внимательно рассмотреть в лупу  предложенные им образцы и определить, какая форма чешуи у сазана. Акцентируйте внимание детей на форме заднего края чешуи сазана(он  окрашен в темный цвет). Гладкий задний край  чешуи или он гребенчатый, то есть на нем находятся   зубчики, которые могут быть слабо или сильно выражены.

Поместите  на доске иллюстрацию с изображением  формы  ктеноидной чешуи рыб (изображение и описание всех типов чешуи рыб смотрите в этой статье). Предложите детям сравнить  форму исследованной ими чешуи с иллюстрацией и определить,  как называется форма чешуи сазана. (Сазан имеет циклоидную чешую, если вы возьмете за образец для исследования  чешую окуня, то это будет образец  ктеноидной чешуи).

Если  ваши дети спросят об остальных формах чешуй, изображенных на иллюстрации, необходимую для ответа информацию  ищите в рубрике Интересное про животных .

Чешуя — паспорт рыбы

Спросите у детей, что такое паспорт?

  • Какую информацию мы получаем, прочитав  записи в паспорте? Например, мы  узнаем о возрасте человека.
  • Есть ли паспорт у рыбы?
  • Где мы можем прочитать о возрасте рыбы? Послушайте предположения детей.

Предложите детям исследовать поверхность чешуи и найти такие образцы, на которых будут видны концентрические кольца, приблизительно так,  как на правой фотографии.

Конспект занятия про животных

Конспект занятия про животных

 Поясните, что эти кольца показывают возраст рыб,  и  поэтому чешую можно рассматривать,  как своеобразный рыбий паспорт.

Как по кольцам на чешуе считают возраст рыбы? Счет годам ведут от центра чешуи.

Если рассмотреть  чешую сазана (сем. Карповые), то  на ее поверхности  видно множество узких колечек и, помимо  них,  видны несколько довольно широких кругов. Эти широкие круги  резко выделяются на фоне узких.  Возраст рыбы – это число именно широких кругов .

Предложите  ребятам посчитать,   сколько широких кругов они видят на  поверхности  чешуи сазана.

Предупредите, что определение возраста  рыбы по чешуе требует определенных навыков. И если  они не смогут  сразу  отличить  широкие  круги на фоне более мелких колечек, расстраиваться не стоит.

Поясните, что резкое отличие одного годового кольца от другого заметно не на всех  чешуях. Часто трудно бывает отличить второе кольцо от первого (центрального).  В этом случае необходимо  принять  во внимание размер рыбы и сравнить  несколько разных чешуй  изучаемой  рыбы.

Для сведения. Сазан — крупная рыба и растет быстро. Масса 1 кг и более  достигается уже  на втором году жизни.  А если вес купленной вами рыбы был в пределах 1-2 кг, то возраст  его может быть 2- 3 года.

Проба чешуи для  определения возраста

Спросите у детей: «Почему не на всех чешуях мы смогли найти кольца роста?» Выслушайте их предположения, а потом поясните, что  для определения  возраста чешуя  обычно  берется  в определенных  местах  туловища рыбы. По одним данным  чешую берут с середины туловища (около боковой линии). Другие источники говорят, что образцы чешуи  надо собирать  в  третьем ряду  под основанием  у первого спинного плавника.  Чешуя из других мест туловища рыбы  может не иметь  колец, поэтому  мы увидели кольца роста не на всех образцах чешуи.

Предложите детям  зарисовать образец  чешуи, на которой видны кольца роста, и выполнить задания:

  • четко обозначить  на рисунке  узкие и широкие кольца на поверхности чешуи;
  • рядом с рисунком написать  название рыбы, ее размер, вес и возраст;
  • записать название – циклоидная чешуя.

Завершение занятия – два варианта

  • Вариант в классе. Предложите детям  ряд  иллюстраций  с изображением рыб, имеющих разный тип чешуи,  и обсудите особенности строении каждого типа.
  • Вторую часть занятия вы можете  провести  также в  музее или Океанариуме. Сделайте обзор  видов рыб, имеющих разный тип чешуи.  Обратите внимание детей на то, что  рыбы семейства карповых имеют циклоидную чешую, окунеобразные – ктеноидную.  Обязательно покажите  на экспозиции камбалу полосатую. Попросите  детей вспомнить, что чешуя у самок этого вида рыбы –циклоидная, а у самцов – ктеноидная.

Материалы к  занятию:

  • образцы  чешуи сазана;
  • лупы (увеличение в десять или в пятнадцать раз) по количеству детей;
  • конспект занятия;
  • иллюстрация с изображением строения чешуи рыб;
  • у каждого ребенка должен быть альбом и простой карандаш;
  • карточки с изображением(или названием)  различных животных: птиц, рыб, млекопитающих,  пресмыкающихся, амфибий. (Половина всех карточек должна быть с изображением рыб)

Итак,  используя конспект занятия про животных,  вы провели исследование чешуи рыб. Надеюсь, что вы довольны своими результатами и вам понравилось это занятие.

 До следующей встречи!

Эта запись опубликована в рубриках: Конспекты занятий для педагогов. Постоянная ссылка.

2 комментария Конспект занятия про животных – практическое исследование чешуи рыб

  1. Татьяна пишет:

    Необычно поставлен вопрос в названии игры: «Что делает рыбу рыбой?»
    Он предполагает что-то интересное и необычное.
    Практическая часть прописана поэтапно и доступна для понимания родителей и детей. Фотографии чётко показывают особенности чешуи рыб. Это замечательно, что детям предлагаются зарисовки, это развивает наблюдательность.
    Узнать возраст животного по характерным особенностям занятие интересное. Интересно, а можно узнать возраст моллюска по раковине? Или возраст морской черепахи?

  2. Спасибо за план замечательного занятия по рыбам. Игра «что делает рыбу рыбой» знакома мне давно, я так делала. Только с птицами.
    А вот о чешуе я и сама узнала много нового и интересного! Думаю, что благодаря вам я смогу в будущем провести это занятие на высоте! Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>