Строение цветка растения очень наглядно можно показать детям при помощи игры-модели. Игра «Строение цветка» ценна тем, что каждый её участник выполняет роль одной из частей цветка и проживает ту задачу, которую эта часть выполняет.
Приветствуют всех читателей сайта «Ручеёк» в этот майский день! Очень надеюсь, что сегодняшний день у вас – солнечный!
Cоцветия клёна американского
Май в народе называли «травник, цветень, розацвет». Уже отцвели подснежники, и наступила пора более поздних первоцветов: фиалок, хохлаток и других цветущих трав.
Начинают цвести и деревья, например клен американский, который растет практически повсеместно.
Чтобы мои ученики увидели цветы клёна американского, я провожу занятие «Цветение природы». И именно в период начала цветения этого вида клена. Обычно это бывает в первой декаде мая. Если позволяет погода и есть возможность, занятие завершаем на улице. Либо я приношу в класс опавшие соцветия клена для изучения.
«Строение цветка» — игра-модель
Игра про строение цветка растения является завершающим этапом занятия «Цветение природы». При проведении этого занятия я следую несложной схеме.
Сначала прошу ребят вспомнить народные названия месяца мая. (Из Википедии известно, что у мая есть несколько народных названий- травник, цветень, розацвет).
Затем каждый поочереди делится своими ассоциациями, отвечая на вопрос: «Что я себе представляю, когда слышу слово «Цветок»?
И только после этого обсуждения размещаю на доске художественный ряд с фотографиями наших первоцветов. Если бывает возможность, показываю видеоролики про раннецветущие растения.
Прежде чем начать игру, задаю вопрос: «Зачем растениям цветы?» Выслушиваю все ответы детей, но никак их не комментирую, а обещаю, что после игры они сами ответят на этот вопрос правильно.
Описание игры «Строение цветка»
Ценность игры «Строение цветка» в том, что каждый участник игры выполняет роль одной из частей цветка. И в процессе игры обращается внимание на целесообразность строения цветка. Ведь каждая часть цветка выполняет свою очень важную задачу.
Вторая ценность игры в том, что она может использоваться как вариант коммуникативной игры, способствующей объединению детского коллектива. Описания коммуникативных игр читайте здесь.
В игре принимают участие все дети класса.
Построение цветка начинается с пестика (женской части цветка) – его изображают три девочки.
Первая – «столбик» — стоит прямо, опустив руки вниз;
Вторая – «рыльце» — стоит позади первого, держа раскрытые ладони у него над головой (пояснение учителя: рыльце цветка служит для улавливания пыльцы);
Третья — «завязь» — садится на корточки впереди первого (пояснение учителя: завязи находится семяпочка, в которой развиваются семена).
Вокруг пестика стоят «тычинки» (мужская часть цветка — три-пять мальчиков), подняв руки верх и сжав пальцы в кулак. В кулаках находятся кусочки ваты (пояснение учителя: руки — это тычиночные нити, кулак — пыльцевой мешок с пыльцой — кусочками ваты).Остальные дети — «лепестки»; они берутся за руки, окружив «пестик» и «тычинки».
Желательно «построить» два цветка, чтобы показать процесс опыления цветов насекомыми. Учитель может взять на себя роль пчелы, которая прилетела на один из цветок, чтобы полакомиться сладким нектаром. (Пояснение учителя: в то время пока пчела копошится в цветке, к волоскам на ее лапках прилипает пыльца, которая высыпается из пыльников тычинок).
Строение цветка тюльпана
«Пчела» забирает из рук 1 -2 «тычинок» кусочки ватки и «летит» на другой «цветок». (Пояснение учителя: пыльца, принесенная пчелой на лапках с первого цветка может попасть на рыльце пестика второго цветка).
Прилетев на второй цветок, «пчела» отдает кусочки ваты в раскрытые ладони «рыльца» и улетает. «Столбик» берёт из рук «рыльца» «пыльцу», опускает и передает ее в руки «завязи» (пояснение учителя: проросшая на рыльце пыльца по столбику попадает в завязь, таким образом произошло опыление цветка).
Пояснение учителя: «Тычинки, столбик и рыльце пестика свою задачу выполнили, они «опадают» (дети — «тычинки», «столбик» и «рыльце» выходят из игры). Лепестки, которые служили для привлечения насекомых тоже уже не нужны: они вянут и отпадают (дети -«лепестки» выходят из игры). На месте цветка осталась только «завязь», которая начинает расти (ребенок – «завязь» медленно встает) и превращается в плод с семенами.
Обсуждение игры
После окончания игры обязательно проведите обсуждение:
Попросите детей ответить на вопрос: «Для чего растению нужны цветы?» (Вероятно, теперь они скажут – для образования семян и плодов.)
Попросите каждого участника игры поделиться своими ощущениями, насколько важна была его роль в процессе образования плода.
Сделайте вывод о целесообразности строения цветка: каждая часть цветка выполняет важную работу — только тогда у растения появятся семена и плод
Описание игры заимствовано из Методических рекомендаций к программе «Игровая экология», часть 1 (для работы в детьми младшего школьного возраста). Москва, ИСАР, 1999 г. Шпотова Т.В., Центр экологического образования г.Обнинска. С авторскими дополнениями.
Итак, сегодня Вы узнали:
Народные названия месяца мая – травень, цветень, розацвет
Последовательность проведения занятия «Цветение природы»
Описание игры-модели «Строение цветка» (пестик, столбик, рыльце, завязь, лепестки).
Следите за новостями сайта. В следующей публикации мы рассмотрим особенности цветения клена американского. И я уверяю – Вас ждут удивительные открытия. Оставайтесь на связи!
Если Вам понравилась статья и вариант игры про строение цветка и Вы хотите регулярно получать обзоры новых публикаций, оформите бесплатную подписку.
Все новости от клуба «Ручеёк» Вы будет получать на свою электронную почту.
Внесите свои данные в форму и нажмите кнопку «Получать новости от клуба».