Объяснить детям сложные научные понятия и процессы можно в простой игре. Цель этой игры: показать, что для выживания двух организмов очень важно установить друг с другом взаимовыгодные (симбиотические) отношения обязательного (облигатного) типа.
«Симбиоз» – эта игра-модель очень наглядно показывает суть взаимовыгодного сотрудничества двух организмов.«Симбиоз» – эта игра-модель очень наглядно показывает суть взаимовыгодного сотрудничества двух организмов.
Для игры вам необходимо приготовить:
- две ложки с очень длинными ручками, чтобы участник не мог сам использовать её, чтобы поесть;
- тарелочку с мелкой едой;
Возраст участников игры: 6-10 лет, можно старше.
Симбиоз – игра и реальные взаимоотношения организмов
Разные организмы имеют друг с другом разнообразные взаимоотношения. Симбиоз является одним из типов взаимоотношений между разноимёнными организмами. И проявляется в различных формах достаточно тесного сожительства.
«Симбиоз» – эта игра-модель очень наглядно показывает суть взаимовыгодного сотрудничества двух организмов.
Симбиоз бывает двух видов:
- обязательный (облигатный) – оба организмов или один из них оказывается настолько зависим от другого, что существовать самостоятельно не может (лишайник – пример симбиоза гриба и водоросли);
- не обязательный (факультатив¬ный) — каждый из двух организмов при отсутствии второго партнера живёт само¬стоятельно (рак отшельник и актиния);
Симбиотические отношения у морских обитателей очень часто встречаются. Обычно это симбиоз факультативный, когда нет полной зависимости друг от друга (рак-отшельник и актиния)
«Симбиоз» — игра предполагает минимум двух участников или больше. Каждый участник имеет ложку с длинной ручкой, чтобы невозможно было положить себе в рот еду. Но хочется есть! Ведь игрокам в тарелочке предлагается очень аппетитное угощение (кондитерские подушечки, попкорн и пр.)
Чтобы выжить, каждому участнику игры необходимо съесть хотя бы одну ложку еды:
- Неужели это возможно, имея такую очень неудобную ложку?
- А если посмотреть на своего соседа, у которого такая же ситуация?
- Может быть, сообща придумать выход из этой ситуации и принять выгодное всем и каждому решение?

Симбиоз — игра
Внимание! Решение, которое поможет им выжить, участники игры принимают самостоятельно! Педагог не подсказывает! Например, накормить друг друга. Это и есть симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество. Если у играющих всё же возникают трудности с принятием такого решения, задача педагога — подтолкнуть игроков к этому решению.
Итак, игроки нашли выход из ситуации, в которой оказались, и благополучно утолили свой голод. Теперь обязательно надо провести обсуждение игры и сделать необходимые выводы о роли симбиоза в жизни живых существ.
Рекомендации для обсуждения игры:
- Задайте детям вопрос: «Было ли им трудно понять, что путь сотрудничества является единственным способом оказаться сытыми? Просто надо друг друга покормить.
- Попросите игроков сделать вывод о том, какой тип симбиотических отношений был смоделирован в игре: облигатный или факультативный. (Ответ- облигатный симбиоз.)
О других играх и спектаклях, с которыми я познакомилась в Сикемпе, читайте