Самосознание личности ребёнка начинает зарождаться приблизительно в 2 года. Первичная и простейшая форма самосознания — узнавание себя в зеркале.
Следующий этап развитиясамосознания ребёнканачинается, когда ребенок, зная своё имя, называет себя по имени. Затем он уже может говорить о себе в третьем лице : «Саша», «Маша» и т.д.А к трем годам у ребёнка в лексиконе появляется местоимение «я».
Приветствую всех читателей рубрики «РОДИТЕЛЯМ ПРО ДЕТЕЙ». На сайте «Ручеёк» мы продолжаем разговор на тему психического развития ребёнка в раннем детстве.
Первичная самооценка в самосознании личности ребёнка – завышенная самооценка
Первичная самооценка – этот самооценка без рациональных компонентов. Она появляется в развитии самосознания личности ребёнка одновременно с появлением в его лексиконе местоимения «я». Т.е. ребёнок осознает своё «я» только с позиции — «я хороший».
Такая самооценка всегда завышена. Но это имеет объяснение – у маленького ребёнка преобладает потребность в эмоциональной безопасности, потребность в принятии. Именно поэтому каждый малыш в возрасте около 3-х лет осознаёт и считает себя хорошим.
Эти особенности самосознания личности ребёнка сформированы к трём годам. Затем наступает новый уровень развития, сопровождающийся новым переходным периодом – кризисом трёх лет — читайте об этом здесь.
Особенности проявления кризиса трёх лет – негативизм
Особенности проявления кризиса трёх лет – негативизм.
Кризис трёх лет является своего рода проявлением перехода ребёнка из раннего детства в дошкольное детство. И это – первый трудный момент в жизни ребёнка и его родителей. Надо быть готовым к некоторым особенностям в поведении своего малыша и его реакциях на происходящее вокруг.
Негативизм – первая особенность кризиса трёх лет. Родителям очень важно вовремя почувствовать негативизм в поведении ребёнка и научиться отличать его от «непослушания».
Как отличить негативизм от непослушания.
Если ребёнок отказывается выполнять какое-то действие по просьбе одного из взрослых, не стоит настаивать и требовать от него выполнения просьбы.
Будет лучше, если с этой же просьбой обратится к ребёнку кто-то другой. Если просьба другого взрослого выполняется, мы имеем дело с «негативизмом».
Если же ребёнок отказывается что-то делать независимо от личности взрослого, который к нему обращается, — это «непослушание».
Мотивы негативизма
Негативизм в поведении ребёнка проявляется в том, что он отказывается выполнять просьбы со стороны определённых взрослых людей. Это могут быть и члены семьи, и посторонние взрослые, например, воспитатель в детском саду.
Мотивом такого поведения является стремление ребёнка сделать наоборот. То есть осуществить противоположное действие тому, что ему сказано.
В случае выявления негативизма в поведении ребёнка, целесообразно обратить внимание на взаимоотношение ребёнка с тем человеком, который вызывает у него негативизм. В таком случае при необходимости возможен вариант консультации с психологом.
Итак, сегодня мы рассмотрели особенности формирования самосознания личности ребёнка в период раннего детства, а также
первичную самооценку в самосознании личности ребёнка, которая является завышенной;
отличия «негативизм» от «непослушания» в поведении детей;
Следующая публикация также будет посвящена периоду раннего детства и продолжит рассмотрение особенностей кризиса трёх лет.
Если Вы впервые на сайте «Ручеёк» и Вам понравилась статья, оформите бесплатную подписку. И всю новую информацию Вы будете получать на свою электронную почту вовремя.