Развитие творческого потенциала ребенка – сценарий учебного спектакля.

Развитие творческого потенциала ребенкаА вы знаете, что донные беспозвоночные начинают свою жизнь в толще воды?

Развитие творческого потенциала ребенка очень хорошо происходит при его участии в постановке спектакля. Даже если это  учебный спектакль в рамках занятия или урока. Сценарий спектакля « Подводный дом-теремок» я написала, ставя перед собой конкретную обучающую задачу. И вот какой сценарий получился: вы узнаете, что такое обрастатели, и почему некоторых из них называют бентосом.

Сценарий спектакля « Подводный дом-теремок» — цели и обоснование.

 Цели спектакля:

  • первая — показать учащимся, что морские беспозвоночные начинают свою жизнь в толще воды, являясь частью планктона;
  • вторая — развитие творческого потенциала ребёнка  - участника спектакля;

 В спектакле рассматриваются  следующие понятия: сообщество обрастателей, бентос, планктон, метаморфозы, феромоны.

Материалы, необходимые к занятию:

  • Ламинированные карточки с изображением личинок и взрослых животных и других организмов-обрастателей: балянуса, асцидии, губки, водорослей;
  • схематическое изображение причала на доске, который будет являться сценой;
  • девять копий текста спектакля с выделенными словами для каждого героя;

Введение  в тему спектакля – обрастатели.

 К обрастателям относятся: балянусы,  губки, трубчатые морские черви, водоросли, которые поселяются на поверхности различных подводных предметов, в том числе на подводных постройках, сделанных руками человека.

Развитие творческого потенциала ребенка

Домики усоногого рака балянуса на прибрежных камнях.

Большинство организмов-обрастателей являются бентосом (животные, обитающие у дна). Животные-обрастатели могут быть либо прикрепленными, либо подвижными.

Прикрепленные организмы — это те, которые проводят всю свою жизнь прикрепленными к определенному субстрату. Это такие животные, как губки, водоросли, балянусы, оболочники (асцидии), актинии, гидроиды,  трубчатые морские черви, устрицы, мидии.

 Подвижные организмы (креветки, амфиподы, голожаберные моллюски, брюхоногие моллюски, многощетинковые черви, крабы) передвигаются. Подвижные организмы играют основную роль при формировании сообщества обрастателей.

Способы прикрепления обрастателей к субстрату.

Одни обрастатели (устрицы, оболочники, губки и др.) прикрепляются к субстрату при помощи цемента, а другие (балянусы, морские черви) строят известковые домики. Большинство животных-обрастателей имеют личинок, которые обитают в планктоне.

Развитие творческого потенциала ребенка

Планктонная личинка-парусник морского гребешка: Г – глотка, ПЩ – пищевод, Ж- желудок, К – кишечник, А – анус, ПЧ- печень, МК – микроводоросли в желудке, Р – раковина, АД – аддуктор (мускул – замыкатель раковины), П – парус (орган передвижения), ЛР – личиночные ретракторы (мускулы, втягивающие парус внутрь раковины).

 Разные животные имеют разное количество личиночных планктонных стадий. Количество стадий зависит от того, насколько сложно устроены взрослые стадии этих животных. Продолжительность нахождения личинок в планктоне является разной у разных видов морских животных.

Организмы-обрастатели имеют разные способы поиска подходящего места (субстрата) для оседания из планктона. Некоторые из них, например балянусы, используют химические рецепторы, чтобы определять запах, выделяемый другими особями своего вида. Если запах содержит достаточно феромонов, они знают, что это место является подходящим для оседания.

 Подготовка к спектаклю.

  • Распределите роли между учащимися и раздайте копии текста спектакля (они находятся здесь) и карточки с изображением их героев. Если не все дети получили свою роль, остальные могут быть зрителями.
  • Дайте детям возможность прочитать свою роль, по крайней мере, два раза.
  • Объясните детям, что читается только текст роли; имя героя, после которого написаны слова, не читается, а то, что написано в круглых скобках, надо не читать, а выполнять те действия, о которых говорится.
  • На стенде или на доске поместите схематичное изображение фрагмента причала.
  • Объясните детям, что они должны по очереди (согласно сценарию спектакля) подходить к прикрепленному на стенде изображению фрагмента причала и читать слова своего героя, выполняя те действия, которые указаны в круглых скобках.
  • Учащиеся, имеющие роли водорослей и автора, перед началом спектакля уже находятся около стенда и остаются там в течение всего действия.
  • После окончания спектакля участники, имеющие карточки с изображением взрослых организмов-обрастателей должны стоять перед сценой, чтобы учащиеся могли видеть сформированное сообщество обрастателей.

 Вопросы для обсуждения спектакля.

  1. Какие животные поселились в подводном домике?
  2. Как они попали в этот домик?
  3. Почему балянус решил поселиться именно в этом месте?
  4. Похож ли взрослый балянус на балянуса-ребенка? Чем они отличаются? (Рассмотрите карточки с их изображением.) Кто построил балянусу домик?
  5. Похожа ли взрослая губка на губку-ребенка? Чем они отличаются? (Рассмотрите карточки с их изображением.)
  6. Похожа ли взрослая асцидия на асцидию-ребенка ? Чем они отличаются? (Рассмотрите карточки с их изображением.)
  7. Почему все жители подводного домика в детстве имеют приспособления для плавания?

 Сценарий данного спектакля дает возможность вам решить  одновременно две задачи:

  1. Дать  детям новую интересную информацию о жизни морских  животных.
  2.  Дать возможность развитию творческого потенциала детей, участвующих в спектакле.

Если Вы впервые на сайте «Ручеёк» и Вам понравилась статья,  оформите бесплатную подписку. И всю  новую информацию  Вы будете получать на свою электронную почту вовремя.

Ваше имя:
Ваш E-Mail:

Эта запись опубликована в рубриках: сценарии спектаклей. Метки записи: бентос, обрастатели, планктон. Постоянная ссылка.

1 комментарий Развитие творческого потенциала ребенка – сценарий учебного спектакля.

  1. Уведомление: Особенности жизненного цикла морских беспозвоночных – учебный спектакль «Подводный дом-теремок» | "Ручеёк" Экологический клуб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>