Как привлечь внимание детей к необходимости разумного использования энергии?
Сценарий спектакля для детей является частью занятия «Береги энергию», разработанного для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сценарий спектакля для детей как часть урока — призёра всероссийского этапа Международного конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания 2012-2013».
Авторы: Передериева Елена Валентиновна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №2 г.Владивостока», Чан Галина Михайловна, педагог доп. образования МБОУ ДОД «ЦДТ г.Владивостока»
Цель урока: привлечение внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.
Задачи:
дальнейшее формирование понятия об энергии и способах ее использования;
воспитание бережного отношения к природным ресурсам, чувства сострадания к обитателям нашей планеты; приучение к экономии электроэнергии, воды и тепла;
воспитание заинтересованности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей;
развитие коммуникативных навыков, интереса к познанию.
Действующие лица спектакля и координаторы групп, старшеклассники: Ведущий 1, Ведущий 2, Маг Энергус, Фея Энергия, Фея Экономия, Белый Мишка Электроша.
Ход урока:
1 этап. Введение в тему.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие на тему «Берегите энергию!» мне помогут провести ученики 7 «А» класса. В этом году Вы были активными участниками декады Энергосбережения, которая проходила под лозунгом «Спасем Белого мишку».
Ведущий 1: Сегодня он придет к Вам в гости. Но где же он?
Вбегает Электроша: Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2: Электроша, почему ты опаздываешь? Какой у тебя красивый сундук! А почему на нем два замка?
Электроша: Не знаю! Я нашел его у себя на чердаке. Это старинный сундук! Как можно его открыть?
Ведущий 1: Может быть, нам помогут фея Энергия и фея Экономия?
Ведущий 2: Для того чтобы они появились, нам нужно прочитать волшебное заклинание. Но оно зашифровано! (На доске беспорядочно находятся слова из пословицы «Кто энергию бережет, тот без нужды живет»).
Учитель: Ребята, Маг Энергус заколдовал заклинание и все слова перепутались. Кто может прочитать пословицу, которая здесь написана?
Все вместе: Кто энергию бережет, тот без нужды живет!Входят Феи.
Фея Энергия: Здравствуйте, зачем вы нас позвали?
Ведущий 1: Мы нашли сундук, на нем 2 замка. (Показывает сундук). Как нам его открыть?
Фея Экономия: Это тот самый сундук!По предсказанию, кто откроет его, найдёт клад!
Ведущий 2: Но как же мы его откроем?
Ведущий 1:Ребята…
Вбегает Маг Энергус: Я могущественный Маг Энергус! Я могу получать энергию при помощи Солнечного тепла, силы ветра и воды и пришел за моим волшебным сундуком!
Фея Энергия:Вы знаете, как его открыть?
Маг Энергус: Это не проблема! Пытается открыть замки. Не получается, здесь даже замочной скважины нет!
Ведущий 2: Так-то! Ребята, давайте откроем эти замки! Вы согласны?
Дети: ДА!
Ведущий 1:Отлично! Итак, давайте начнём наше путешествие в мир Страны Энергосбережения! Для того чтобы замки открылись, вы должны выполнить задания!
2 часть. Мотивация и подготовка.
Учитель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним ребята, что мы знаем об энергосбережении?
Вместе со школьниками всей планеты мы являемся участниками Международного проекта ШПИРЭ.
Мы знаем, что энергию нужно беречь.
Ежегодно акция энергосбережения проходит под лозунгом «Спасем Белого медведя!»
Что мы хотим узнать?
Как можно еще лучше помочь Белому медведю?
Что такое энергия?
Как человек получает электроэнергию?
Как нужно обращаться с электроприборами?
Какая энергия называется «чистой»?
Как можно сэкономить электроэнергию дома?
Как мы это узнаем?
Вы будете работать малых в группах и выполнять задания..
3 часть. Работа в малых группах.
Учитель делит детей на 5 малых групп, объявляя, что в каждой группе будут специалисты в разных областях: 1.Русского языка;2. Естествознания;3. Основ безопасности жизнедеятельности;4. Математики; 5. «Изобретатели».
Каждая группа получает карточку с заданиями (приложение 1)
В каждую группу назначается координатор – старшеклассник, задача которого помогать малышам в выполнении задания.
На столе у каждой группы лежат материалы для выполнения заданий. (Приложение 2)
На выполнение задания дается 5 минут. (Если одна из групп выполнила задание раньше времени, учитель предлагает дополнительное задание на свое усмотрение).
4 часть. Презентация результатов работы малых групп.
После окончания работы — детям предлагается «Кинезиологическая разминка»
Учитель: Все вместе сложим ладошки и потрем их друг об друга. Почувствуйте, как они становятся теплее. Как вы думаете, почему? Что выделяется? Дети: Энергия!
Учитель: А теперь мы начнем презентацию результатов вашей работы.Первыми приглашаются специалисты в области…
Рекомендация для учителя: На презентацию результатов работы каждой группе дается около 4 минут. Ребята не только отвечают на поставленные вопросы и представляют свой творческий продукт, но и анализируют совместные действия (все ли у них получилось, понравилась ли им работа, что они могли бы сделать дополнительно к следующему занятию). Группа оценивает свою работу, после этого спрашивается мнение класса. Ученики, наблюдавшие за презентацией, вносят свои пожелания, дают оценку работе выступивших ребят.
Учитель приглашает поочереди каждую группу, дети рассказывают о результатах своей работы и о выводах, которые они сделали. Если группа затрудняется с выводами, то учитель подводит каждую группу к определенным выводам, связанным с выполненным заданием.
Группа 1. Специалисты в области русского языка и чтения должны сделать вывод — запасы полезных ископаемых ограничены и поэтому их надо беречь. Это касается и энергии.
Группа 2. Ученые в области естествознания должны установить последовательность событий, изображенных на картинках: от использования человеком топливных ресурсов до сокращения количества видов Белого медведя. Ученые в области естествознания делают вывод: Человек своими действиями очень сильно может влиять на природу. Например: выключая лишние электроприборы, мы можем немножко замедлить изменение климата, в том числе таяние льдов Арктике. Это улучшит условия жизни белых медведей. Так мы поможем белому мишке.
Группа 3. Специалисты в области основ безопасности жизнедеятельности обсуждают Правила безопасного обращения с электроприборами. Вывод этой группы: Электроэнергия может быть нашим другом: дает нам пищу и тепло. Но если люди иногда нарушают правила безопасности, она может повредить их здоровью. Во время выступления дети делают вывод: Будьте осторожны с электроприборами!
Ведущий 1. Смотрите, один замок открылся!(С сундука снимается один замок, приклеенный на бумажный скотч).
Учитель: А теперь свою работу нам покажет следующая группа ребят – специалисты в области математики.
Группа 4. Специалисты в области математики делают вывод о том, что некоторые домашние электроприборы потребляют большое количество электроэнергии, и ее можно сэкономить, если соблюдать обычные правила: одежду нужно носить аккуратно – тогда не придется часто использовать утюг; вместо просмотра фильма можно почитать; чтобы меньше использовать обогреватель, нужно утеплить окна и двери.
Группа 5. Изобретатели рассказывают обо всех способах сбережения энергии и использования энергии солнца и ветра, которые они увидели на предложенных им макетах.
Фея Энергия: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми нашими заданиями!Какой вывод можно сделать в результате нашего занятия?
Дети:нужно беречь энергию!
Ведущий 1: Посмотрите, второй замок нашего сундука открылся! Давайте посмотрим, что находится внутри?
Маг Энергус: Мне тоже очень интересно, что там спрятано? Я больше не буду забирать этот сундук! Открывают («Замки» приклеены на бумажный скотч).
Электроша: Это карта страны Энергосбережения! Теперь вы будете ее гостями! И у нас есть сладкий сюрприз для ребят, который мы раздадим всем участникам нашего исследования для того, чтобы вы могли запастись энергией! (В сундуке находится карта: на листе формата А3 изображен ветряк, солнечная батарея и энергосберегающая лампа. Путь показан в виде красных пунктирных линий, которые ведут от ветряка и солнечной батареи к энергосберегающей лампе. Под картой находятся конфеты «Мишка на севере». )
Рефлексия. Учитель:Ребята, что вы узнали сегодня на уроке? На партах вы найдете стикеры. Нарисуйте, пожалуйста, на стикерах смайлики, изображающие ваше настроение и прикрепите их на чистый лист, расположенный на доске. Спасибо за урок, берегите энергию!
Этот сценарий спектакля для детей и урок в целом будет успешным при тщательной подготовке, поэтому пожалуйста ознакомьтесь с содержанием приложений, которые приведены ниже. Пользуясь этими приложениями, подготовьте все необходимые для спектакля и урока материалы.
Если Вам понравилась статья и Вы хотите, регулярно получать обзоры новых публикаций, оформите подписку. И все новости от клуба «Ручеёк» Вы будет получать на свою электронную почту.
Внесите свои данные в форму и нажмите кнопку «Получать новости от клуба».
Приложение 1. Карточки с заданиями для групп.
Внимание! Здесь приведены эталонные варианты карточек с правильно вставленными словами. Для раздачи участникам занятия внесите изменения — уберите из текста выделенные слова и замените их пробелами, необходимыми для написания нужного по тексту слова.
Группа №1. Специалисты в области русского языка и чтения.
Дорогие ребята! Сегодня Вы –специалисты в области русского языка и чтения.
Ваше задание:
1.Вставьте в текст пропущенные слова.
2.Прочитайте текст с выражением.
3. Сделайте необходимые выводы из текста.
Для движения транспорта и работы электроприборов нужно много энергии. На помощь человеку приходят полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ. Добываемые из недр Земли, они используются для отопления домов, работы бытовых приборов, движения машин. Запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому их нужно беречь.
Слова для вставки:Земли, ограничены, энергии.
Группа №2. Ученые в области естествознания.
Дорогие ребята! Сегодня Вы – ученые в области естествознания!
Каждый год люди всех стран 27 февраля отмечают День Белого медведя. Ваше задание:
1.Рассмотрите рисунки.
2.Расположите их в правильной последовательности.
3.Расставьте порядковые номера в пустых квадратиках на каждом рисунке.
4.Соедините рисунки.
5.Составьте небольшой рассказ о том, почему мы должны помочь белому мишке и как мы это можем сделать.
Группа 3. Специалисты в области основ безопасности жизнедеятельности.
Дорогие ребята!
Сегодня Вы – специалисты в области основ безопасности жизнедеятельности!
Ваше задание:
Рассмотрите рисунки и подумайте, в каких случаях дети поступают правильно, а в каких неправильно?
Поставьте плюс на картинке, где дети поступают правильно. Минус — если вы не согласны с их поступком.
Вставьте слова в предложения.
Соблюдайте правила безопасности:
1.Нельзя трогать мокрымируками электроприборы.
2.Не используйте неисправныеэлектроприборы.
3.Если появились искры или дым, срочно сообщите об этом взрослым.
4.Во время грозы нужно находиться в здании.
Слова для вставки: мокрыми, в здании, взрослых, неисправные.
Группа 4. Специалисты в области математики.
Дорогие ребята! Сегодня Вы – специалисты в области математики!
Ваше задание:
Прочитайте текст.
Рассмотрите таблицу.
Ответьте на вопросы, используя таблицу.
Оформите пособие для младших школьников: приклейте напротив изображений электроприборов столько денежных купюр, сколько будет потрачено на их работу.
К сведению: Деньги в стране Энергосбережения называются Углеродиками.
Ответьте на вопросы:
1.Медвежонок Электроша смотрел фильм 1 час. Сколько Углеродиков он потратил?
2.Сколько Углеродиков сэкономит Миша, если повесит одежду на плечики, и не будет использовать утюг?
3.Какой прибор в доме потребляет больше всего электроэнергии? Можно ли сделать так, чтобы его не пришлось использовать?
Группа 5. Специалисты в области энергетики, изобретатели.
Дорогие ребята! Сегодня Вы – специалисты в области энергетики, изобретатели!
Ваше задание:
1.Рассмотрите фотографии макетов, созданных Вашими ровесниками.
2.Ответьте на вопрос: как жители этих зданий берегут энергию?
3.Соедините линиями начало и окончание фразы.
Сортируя и перерабатывая мусор, мы
бережем каменный уголь и энергию!
Солнечные батареи на крышах домов и школ
могут обеспечить нас теплом и электроэнергией.
Ветряные электростанции
преобразуют в электроэнергию силу ветра.
На крыше школы
можно построить теплицу и получать урожай.
Экономьте воду, тогда
Вы сэкономите электроэнергию
Приложение 2. Раздаточные материалы для работы в группах.
Группа 2. Ученые в области естествознания получают пять иллюстраций.
Группа 3. Специалисты в области основ безопасности жизнедеятельности получают 4 картинки, в правом углу которых необходимо заклеить знаки «-» и «+».
Группа 4. Специалисты в области математики получают материалы:
-небольшие изображения электроприборов и рисунки, показывающие использование их людьми в домашней обстановке;
-таблицу, по которой можно определить, сколько «Углеродиков» будет потрачено при использовании электроприборов (количество «Углеродиков» пропорционально количеству выбросов углекислого газа).
-денежные купюры – «Углеродики».
Электроприбор
Стоимость работы электроприбора, Углеродиков
Телевизор
8 Углеродиков
Стиральная машина
15 Углеродиков
Утюг
120 Углеродиков
Обогреватель
250 Углеродиков
Чайник
15 Углеродиков
Пылесос
40 Углеродиков
Группа 5. Специалисты в области энергетики (изобретатели) получают макеты энергосберегающих зданий, выполненные старшеклассниками. Макеты могут быть такими.