Мировому круговороту воды посвящено третье занятие цикла «Семь тайн жизни». Здесь дети познают вторую тайну жизни на Земле, которая связана с водой.
Читаем
- потоки воды пронизывают всё живое и неживое на Земле;
- всем обитателям нашей планеты необходима чистая вода.
Как стать частью мирового круговорота воды?
Как можно дать детям возможность ощутить и почувствовать величие мирового круговорота воды? Ответ только один – через игру. И такая игра есть, которая позволяет играющим окунуться в круговорот и стать его частью. Описание игры
Если же Ваше занятие находится в очень строгих временных рамках, и у Вас нет помещения, где можно разместить все конверты, возможен упрощенный вариант игры. У каждого участника – свой маршрутный лист, но маршрут у всех один. Дети поочереди вытаскивают карточки из конвертов, зачитывает следующий пункт, и каждый участник отмечает тот пункт на своём листе.
Вода мирового круговорота – в живых существах
После успешного завершения игры и погружения в круговорот воды обязательно обсудите игру. Вопросы для обсуждения приведены в описании. Здесь очень важно проиллюстрировать данными в цифрах количество воды в растениях и животных.
Содержание воды в животных: мезоглея медузы корнерота – 98,25 % , мясо рыб – от 55 до 83 % (чем жирнее рыба, тем меньше в ней воды, например, в треске – 80%, а в угре – 55 % воды). Количество воды в организме человека меняется с возрастом: у новорождённого младенца – 86 % , а у пожилого человека – 50 % воды.
Вы можете показать детям
Вода мирового круговорота – среда жизни
Эту часть занятия проведите на экспозициях музея, где есть экспонаты водных обитателей. Я проводила в океанариуме. Обращаем внимание на приспособления, которые есть у разных животных для жизни в воде:
- орган дыхания – жабры (у рыб, моллюсков и ракообразных);
- те, кто дышит лёгкими, способен задерживать дыхание на долгое время (черепаха трионикс -10-15 часов, кашалот – около 2 часов, кожистая черепаха – больше 1 часа, синий кит – до 40 минут, пингвин – до 18 минут);
- способ передвижения в воде – плавание (наличие у животных плавников и перепонок на лапах);
- защита от переохлаждения (слой жира под кожей у моржей, пингвинов, китов, дельфинов).
Разделите детей на малые группы и дайте каждой группе задание: найти на экспозициях музея экспонаты с одним из вышеперечисленных приспособлений. После выполнения задания обсудите результаты поиска и предложите детям зарисовать одного обладателя любого приспособления.
Итак, сегодня ваша педагогическая копилка пополнилась ещё одним полезным занятием. Четвёртое занятие цикла