Человек и природа – цикл интерактивных занятий для школьников

человек и природа

Человек и природа – эту тему очень важно обсуждать с детьми, начиная с самого раннего возраста. Предлагаемый цикл занятий разработан для школьников начальных классов и среднего звена.

Цикл включает восемь занятий, которые можно проводить как дополнительно или факультативно, так и интегрировать в курсы естествознания и  природоведения.

Я предлагаю вариант проведения данного цикла на экспозициях музея Океанариум (г.Владивосток), в составе которого есть аквариумы с живыми обитателями и залы  «сухой экспозиции». На «сухой экспозиции»  нашего океанариума представлены водные обитатели  в зафиксированном и высушенном виде.

Человек – часть природы

Цель первого занятия цикла – показать детям, что человек – часть природы. Поэтому  нам, людям, очень  важно  знать окружающую среду и понимать  законы природы.

Своё занятие я начала  с небольшой дискуссии, которая проходила в нашей «кают-кампании» (это часть экспозиции музея, оборудованная магнитной доской, столом и  скамеечками).

Я задала детям  вопрос: «Зачем человек изучает природу, пытается познать её тайны и разгадать загадки?» Дети поочереди высказывали своё мнение, и я записывала на доске их ответы.

Затем, я сказала: «Мы не будем сейчас выяснять, какой из ответов правильный.  Я сейчас расскажу легенду индейцев Северной Америки. Эта легенда поможет нам сформулировать обобщённый ответ на этот вопрос.»

Роль человека в природе

Полный текст индейской легенды находится здесь. Но на первом занятии я читаю ребятам только самое начало и завершение легенды, упуская  суть  приключений путешественников.  Потому, что задача данного занятия – обратить внимание детей на роль человека в природе. А каждому событию путешествия будет посвящено одно из последующих занятий цикла.

Вопросы для обсуждения легенды:

  • Какой дар есть у человека, отличающий его от других животных? (Человек способен мыслить и осознавать  взаимосвязи в природе, которые в легенде называются «тайнами жизни».)
  • Что должны сделать путешественники после возвращения из путешествия? (Вернуться к людям своего племени и организовать их на восстановление  чистоты воздуха и вод,  плодородия почвы, разнообразия животных и растений).

Воздействие человека на природу

После обсуждения легенды делаем вывод, что воздействие человека на природу – это тот дар, который  по легенде отличает человека от других животных.

Человек может изменить окружающую среду либо к лучшему, либо к худшему.

Поэтому так важно знать и понимать  все взаимосвязи в природе («тайны» природы), чтобы своими действиями случайно не нарушить их.

Ведь всё, что происходит на Земле, обязательно отражается на людях. Ухудшая условия окружающей среды, человек ухудшает условия своей жизни. Человек и природа существуют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Возвращаемся к нашему вопросу, с которого начиналось занятие, и записываем ещё один ответ на этот вопрос: «Человек изучает природу и познаёт её тайны для того, чтобы понять их и никогда своими действиями не нарушать законы природы».

Творческая работа – волшебное ожерелье

Следующее занятие будет посвящено первой «тайне жизни». В индейской легенде путешественники сделали ожерелье. Каждый участник моей группы детей тоже  сделает своё ожерелье.

Это ожерелье символизирует значение природы для человека и показывает, как все компоненты природы (свет, воздух, вода, земля, растения и животные) связаны между собой.

человек и природа

Рис. 1.

Чтобы наше ожерелье получилось красивым, мы на первом  занятии делаем его эскиз. Это своеобразная творческая работа, которая способствует развитию мелкой моторики руки, что  полезно для  младших школьников. О других творческих задания, развивающих мелкую моторику рук, читайте здесь .

человек и природа

Рис.2.

Я предлагаю детям на альбомном листе  нарисовать простым карандашом изогнутую линию  (рис 1), а затем  нарисовать на нём 13 кружочков одинакового размера, расположенных на одинаковом расстоянии (рис 2). Чтобы облегчить  эту работу, я  даю детям небольшие шаблоны, которые они обводят.

Само ожерелье будем делать на последнем занятии, используя созданный эскиз.

Поисковая  деятельность на экспозиции музея

На экспозициях музея ищем примеры результатов действий человека по отношению к другим  живым существам:

  • человек – причина сокращения численности или исчезновения с лица Земли некоторых видов животных – пример разрушающей роли человека в природе (экспонаты объектов, занесённых в красную  книгу);
  • человек – создатель нового вида на Земле –  созидательный пример воздействия человека на природу (экспонаты объектов, созданных человеком в результате селекции или скрещивания).

Итак, прежде чем отправиться на экспозиции музея, я поставила перед детьми  эти две задачи. Затем формулирую задание, которое дети выполняют на экспозиции: «Найти экспонаты, подтверждающие, что человек воздействует на природу».

В альбоме каждый ребёнок наклеил заготовку (рис. 3), которую я заранее приготовила. Вы сделаете другой текст, который будет зависеть от имеющихся в  Вашем музее экспонатов.

человек и природа

Рис.3.

Дети отправляются на экспозицию музея и самостоятельно выполняют это поисковое задание. Когда экспонаты найдены, рядом с каждым проводится обсуждение: что дети знают об этом животном. Я даю детям высказаться, а затем  рассказываю  об этих животных.

Чаще всего я   заранее готовлю карточки с интересной информацией об этих животных и  раздаю карточки детям.  Каждый ребёнок самостоятельно изучает информацию на своей карточке, а затем все поочереди зачитывают текст. Ещё варианты вовлечения детей в процесс получения информации читайте здесь.

Я считаю, что  такая работа с карточками, когда дети не просто слушают, а  самостоятельно изучают новую информацию, является хорошей альтернативой рассказу педагога.

Вторая часть поискового задания – творческая: ребята  зарисовывают морскую корову (в нашем музее есть  муляж коровы). А на живой экспозиции они зарисовывают одну из рыбок? Попугая или кои.

Вмешательство человека в природу – хорошо или плохо?

Обсуждение и выводы: к каким результатам приводит вмешательство человека в природу?

человек и природа

Муляж Стеллерой коровы в океанариуме Владивостока.

Истребление человеком  стеллеровой коровы – это результат безответственного отношения человека к природе. Люди думали только о своих потребностях, не учитывая, что нельзя  добывать животных без меры, лишая их возможности нормально размножаться и поддерживать свою численность. В результате человек навсегда лишил себя очень полезного источника питания.

Создание новых видов, не существующих в природе, примерами которых являются карпы кои и  рыба попугай, тоже  может  иметь свои отрицательные стороны. Например, у рыбы попугая строение рта имеет особенность – он не может широко  открываться. Поэтому накормить эту рыбку бывает очень трудно, и иногда такое строение рта может привести к голодной смерти рыбки.

Завершение – экскурсии посвящено живым экспонатам, которые занесены в Красную книгу. Мы знакомились с  некоторыми видами рыб (китайский окунь ауха, сом солдатова, амурский черный лещ), обитающими на Дальнем востоке и  занесёнными в Красную книгу Российской федерации  и некоторыми беспозвоночными, которые занесены в Красную книгу Приморского края.

Второе занятие цикла «Семь тайн жизни» смотрите здесь.

Эта запись опубликована в рубриках: Педагогическая копилка. Метки записи: человек и природа. Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>